Логопункт "МБДОУ №11"
Программа занятий
Рабочая программа
по логопедической работе с детьми 5-7 лет, имеющими
нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях
логопункта «МБДОУ №11»
Рабочая программа учителя-логопеда построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «МБДОУ №11» и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО), основывается на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304_ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.№ 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвящения России от 8 ноября 2022 г. №955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвящения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2);
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
- Устав МБДОУ;
- Основная образовательная программы дошкольного образования «МБДОУ №11»
- «Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном бюджетном дошкольного образовательном учреждении «Детский сад №11» (Приказ № 96 от 01.09.2021г.).
Рабочая программа определяет структуру и содержание деятельности учителя-логопеда по направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно-просветительская работа.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Рабочая программа включает в себя организацию логопедического сопровождения деятельности «МБДОУ №11» по основным направлениям:
- изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком;
- формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи;
- коррекция звукопроизношения;
- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- устранение недостатков слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- предупреждение нарушений письма и чтения;
- развитие психических функций.
Деятельность учителя-логопеда «МБДОУ №11» осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста посещающих «МБДОУ№11».
Срок реализации программы – 5 лет.
Цель деятельности учителя-логопеда «МДОУ №11»:
Формирование полноценной грамматической и фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и грамматического строя речи, навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи.
Задачи деятельности учителя-логопеда «МБДОУ №11»:
- Выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения на ранних этапах;
- Способствовать устранению дефектов звукопроизношения, артикуляционных навыков, слоговой структуры; развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонам, составляющих звуковую оболочку слова);
- Формировать навыки учебной деятельности;
- Оказать консультацию и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с нарушениями речи по медицинским, социальным, педагогическим и другим вопросам.
- Осуществить преемственность в работе с сотрудниками ДОУ и специалистами ППк.
Диагностическая работа.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащие существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно - развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ОНР,ФФНР, ФНР.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией пи преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях. При комплектовании подгрупп учитывается не только структура речевого дефекта, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способах взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ, освоения основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детей этой категории в освоении ОПДО.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период, их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей, педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 25 мая.
Логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с 15 сентября. Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 1-2 раза в неделю с каждым ребенком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительность занятия 20-30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребенка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребенка умения и навыки.
Формы организации образовательной деятельности.
Программа составлена с учетом основных форм коррекционных занятий:
1. Индивидуальные – основная цель которых – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.
Содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
2. Подгрупповые – основная цель- воспитание навыков коллективной работы, умение слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции звукопроизношения.
Содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых стуктур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»